Сайт учителя химии Сайдашевой Ю.Ш

Меню сайта

Эссе на тему: «Я – учитель».

Я – учитель? Как ответить на этот, на первый взгляд, казалось бы, простой вопрос? Понятно, что однозначного и простого ответа нет и быть не может.

В толковом словаре С. Ожегова учитель – это «лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель». Как все просто, но является ли это общее определение ответом на наш неформальный вопрос?

Несколько более приближено к моему пониманию определение учителя в Википедии: «Учитель – ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь...». В содержательном плане – всё так, но вот в эмоциональном, творческом…

Возвышенных, даже патетических определений звания «учитель» тоже множество:

«Учитель – это высокое звание!»

«Учитель – это звучит гордо!»

«Учитель – это творец, человек, умеющий вести за собой, способный быть мудрым, объективным, нужным и любимым детьми»...

Так кто же такой, наконец, «учитель»? Просто профессия? Или что-нибудь другое?

И вдруг, внезапно, само собой приходит понимание, идущее откуда-то из самой глубины души, из самого сердца: «Учитель – это судьба…». И сразу становится легко, всё водворяется на свои места, но только еще сложнее ответить на вопрос: «Имею ли я право называться учителем в том понимании, к которому стремлюсь и профессионально, и духовно?»

Если рассматривать проблему несколько отвлеченно, можно провести некие параллели, на первый взгляд не имеющие ничего общего, и сопоставить деятельность учителя и, например, труд повара. Основанием для сопоставления послужит продукт деятельности одного и другого. Для объективности сравнения и в первом, и во втором примере это будет «блюдо». Сопоставим «два блюда»: «блюдо собственно гастрономическое» и «урок, как блюдо для ума, души, развития, удовольствия и еще бог знает чего…». Формально и в первом, и во втором случае перед нами классический набор ингредиентов (составляющих), определенная технология приготовления (реализации), но ведь блюда получаются разные, непохожие, вкусные и не очень, а иногда даже вредные для здоровья, физического или психического. Боюсь даже определять, что страшнее.

Кто же ответствен за качество «блюда»? Да тот, кто творит его, потому что он этому должен быть обучен, потому что он хочет и может быть полезен людям, и, наконец, потому что без этого его жизнь бессмысленна.

В данном ракурсе урок рассматривается как элемент, часть прожитой жизни, как живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. В этом отношении очень ясны слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний». А потому самые лучшие уроки – в споре, сомнениях, творчестве, принятии самостоятельных решений. Задача учителя – способствовать комплексному развитию учащихся, готовности к самостоятельной трудовой жизни.

Ах, как прав был великий Лев Толстой, когда говорил, что «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С этим нельзя не согласиться, но, соглашаясь, понимаешь, насколько сложна, непостижимо ответственна стезя учителя. Так было всегда и, я уверена, в содержательном плане будет оставаться вечно, пока существуют понятия «учитель» и «ученик».

А ведь жизненные ситуации совершенно непредсказуемы: дети такие разные, погода бывает всякая, да и настроение иногда подводит...

Вспоминается один эпизод. Была поздняя осень. Какая она у нас на Урале? Холодная, слякотная. Иду в школу. Деревья уже голые, и только на одной веточке вижу уцелевший листок, чудом удерживающийся на холодном пронизывающем ветру и вот-вот вынужденный сорваться и разделить со всеми участь опавшей, умершей листвы. Не удержалась, сорвала его, да что там сорвала, только прикоснулась – и он сам упал мне в ладонь.

Вхожу в класс, а ребятишки тоже все сидят какие-то нахохлившиеся, как воробышки, понурые, каждый как-то сам по себе, но всем грустно. Достаю листок, показываю его детям, говорю о том, какой он одинокий, но желает нам не грустить, ведь жизнь продолжается… Смотрю, затеплились улыбки на лицах моих воспитанников, зашевелились, заговорили и сразу стало так тепло и уютно на душе, мне показалось, у всех. Захотелось быть вместе, выполнять вместе какую-то работу, дружить, спорить, жить! Но какая при этом ответственность за судьбы тех, кто тебе верит беззаветно.

Сразу вспоминаются слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Но в то же время, пользуясь доверием детей, учитель берет на себя огромный груз ответственности: не только научить знаниям, но и сохранить душу ребенка, уберечь ее от невзгод, закалить характер, сформировать устойчивое понимание человечности.

Да, это так: за доверие детей надо отвечать не только педагогическим профессионализмом, но и творческим энтузиазмом, вечным поиском, пониманием, что учительство – это образ жизни, состояние души и, конечно же, любовью к детям, верой в их силы и успех. В этом – трудное учительское счастье.

Есть еще одна высокая миссия учителя: обучая и воспитывая, формируя судьбу отдельно взятого ребенка, учитель тем самым формирует будущее планеты Земля. Это – не высокопарные слова, не крикливый лозунг, это ежедневный труд человеческих душ, ученических и учительских. И очень важно, чтобы учитель каждое свое слово, каждый свой шаг совершал во благо нашим детям.

Вот такой он, Учитель! Трудностей – масса, но профессия – завидная, судьба – интересная, жизнь – творческая.

Соответствую ли я этому высокому назначению? Я – учитель химии. Возможно ли реализоваться в соответствии с ранее заданной программой именно находясь в данном статусе? Да, и еще раз – да! Химия – это наука о жизни и для жизни. Пропедевтикой в данном направлении можно заниматься очень рано: материал науки колоссально интересен, и чем раньше начинают его постигать дети, тем шире их кругозор и богаче жизненный выбор.

Для меня уже давно школа стала вторым домом (иногда думаю: а не первым ли?). Не могу заниматься однообразным трудом, находиться в постоянном поиске – мое нормальное состояние. Видимо, как результат, достигнуты (и это важно) хорошие показатели как в урочной, так и во внеурочной профессиональной педагогической деятельности. Но выполнение программы, высокие баллы на экзаменах для меня обязательное, но не самое главное: ученика оцениваю не по результатам обучения, а по личностным качествам. Твердо уверена, что школа для детей – это школа жизни!

А дальше – почти по Маяковскому:

 Я себя под учителя чищу,

Чтоб в потоке жизни бурлящей,

В сонме разных земных событий

Человеком быть настоящим!

Так все же: я – Учитель? Не знаю, но очень хочется быть им.

(Скачать версию в .docx можно здесь)


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz